Теория Метод проектов



http://moodle.minsk.edu.by/moodle/mod/resource/view.php?id=26994 Соколова Н.В, Емельянова Е.Н., МГИРО "Особенности организации проектной деятельности в учреждениях образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий"












Методические рекомендации по эффективному применению информационно-коммуникационных технологий при организации проектной деятельности в учреждениях образования.(http://moodle.minsk.edu.by/moodle/mod/resource/view.php?id=27263)
Проектная деятельность - составная часть образовательного  процесса школы.
Анализируя опыт учреждений образования можно сделать следующие выводы:
1.     Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии, предусматривающие использование ИКТ.
2.     Проектное обучение развивает учебные виды деятельности, которые  длительные по времени, ориентированы на учащегося, его интересы, интегрированы на проблемы реального мира и предполагают интересные вопросы, и тем самым является средством активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
3.     В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.
Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса.
Основополагающий вопрос закладывает фундамент качества проекта. От него в решающей степени зависит, будут ученики выполнять самостоятельное исследование заинтересованно, по внутренней мотивации, или причиной их деятельности останется внешнее стимулирование (исполнительская дисциплина, требовательность педагога).
Определив основополагающий вопрос, необходимо перейти к следующему этапу - выбору темы учебного проекта.
Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.
Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования.
Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку.
Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности.
Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать».
Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения.
Гипотезы проекта направлены на выявление причинно-следственной зависимости (связи) между различными явлениями, процессами.
Гипотеза, как любое предположение, может быть самой невероятной, главное, чтобы учащимся было интересно опровергать, или подтверждать ее!
Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности.
При использовании проектной методики важным является организационная деятельность как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде.  Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учащихся исследователей, способных найти новое решение.
Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов. Безусловно, каждый педагог, исходя из целей и задач проектной деятельности, должен разработать критерии оценки проекта самостоятельно.
Другими способами подведения итогов проектной деятельности могут быть:
1. Создание портфолио класса, учащегося, учителя, администратора.
2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах.
3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.
4. Работа по созданию и наполнению сайтов школ, ученических объединений и др.
5. Проведение тематических собраний с применением ИКТ.
6. Проведение дней открытых дверей с применением ИКТ.


При проектировании средств ИКТ внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.
В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.
Средства ИКТ для информатизации проектной деятельности школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

Учитывая перечисленные особенности, проектная деятельность, основанная на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий,обеспечивает:
-           активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима работы;
-           углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных;
-           усиление практической направленности знаний;
-           закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
-           формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
-           повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
-           осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
-           развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизациипроектной деятельности школьников являются:
-           вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
-           формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
-           формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
-           развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
-           развитие познавательной и творческой активности учащихся;
-           формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
-           развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
-           повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
-           развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
-           организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
-           развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение  внутришкольных сайтов,  газет,  стендов,  летописи,  медиатеки и т.п.);
-           осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
-           развитие способности свободного культурного общения;
-           обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
-           всестороннее развитие личности ребенка;
-           организации содержательно досуга детей и молодежи.


                           



Комментариев нет:

Отправить комментарий